СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Раздел, подраздел

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Требования к результатам освоения ОП

4

2.1

Знания и компетенция выпускника

4

2.2

Практические умения и навыки выпускника

4

3

Организация образовательного процесса

5

4

Учебный план

6

5

Календарный учебный график

7

6

Учебно-тематическое планирование

8

7

Организационно-педагогические условия

13

8

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации ОП

14

8.1

Перечень постоянного учебного оборудования, инструментов и материалов

14

8.2

Перечень расходных материалов для практических работ

14

8.3

Учебники, справочники, учебно-методическая литература

15

9

Формы аттестации

16

10

Оценочные материалы

17

1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Ландшафтный дизайн 1-2 ступень» (далее – ОП) является дополнительной общеразвивающей программой, разработанной педагогическим коллективом АНО «ЭФдизайн» (далее – образовательная организация) с учетом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей, запросов и интересов обучающихся и работодателей в целях повышения качества оказываемых образовательной организацией услуг.

ОП разработана с учетом требований:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг»;

- положений Устава АНО «Центр ЭФдизайн»;

- приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- требований Положения о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг АНО «Центр ЭФдизайн».

ОП «Ландшафтный дизайн 1-2 ступень» знакомит обучающихся с профессией «ландшафтный дизайнер». Курс рассчитан на желающих получить основы знаний и навыков по ландшафтному проектированию. Ландшафтный дизайн базируется на комплексе художественно-композиционных, биологических и инженерных дисциплин. Задача курса – в очень сжатые сроки овладеть достаточно обширным и глубокими знаниями, а также умением моделировать, проектировать и отображать графически.

2. Требования к результатам освоения ОП

2.1. Знания и компетенция выпускника:

2.1.1. Понимать сущность и социальную значимость профессии ландшафтного дизайнера, проявлять к ней устойчивый интерес.

2.1.2. Понимать сущность и социальную значимость ландшафтного дизайна, как искусства, видеть его связь с другими видами и направлениями искусства.

2.1.3. Знать основные правила композиции.

2.1.4. Знать ассортимент растений.

2.1.5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

2.1.6. Оценивать рабочую ситуацию, ставить перед собой четкие цели и задачи.

2.1.7. Самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать свою работу, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач.

2.1.8. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

2.1.9. Осуществлять контроль над ходом выполнения поставленных задач.

2.1.10. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

2.1.11. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

2.1.12. Ориентироваться в условиях изменения потребительского спроса, анализировать состояние рынка.

2.2. Практические умения и навыки выпускника:

2.2.1. Работать с ассортиментом растений.

2.2.2. Работать с малыми архитектурными формами

2.2.3. Проектировать

2.2.4. Вести уход за растениями

2.2.5. Правильно построить рабочую деятельность

3. Организация образовательного процесса.

3.1. Время одного учебного дня занятий с 10:00 до 17:00, в это время включен перерыв на обед (13:00-14:00) и другие перерывы.

3.2. Примерный распорядок учебного дня:

- теория - 180 мин./ 4 ак. часа

- практика - 180 мин./ 4 ак.часов

В зависимости от тематико-методического содержания занятий структура учебного дня и временные показатели могут меняться по усмотрению преподавателя. Могут добавляться экскурсии.

3.3. Курс состоит из 3 циклов по 15 дней (по 8 ак.часов) – 360 ак.ч и 3 циклов по 13 дней (по 8 ак.часов) – 312 ак.ч. Всего 672 академический часа

3.4. Занятия проводятся по факту набора группы согласно утвержденному расписанию.

3.5. Главный принцип, который лежит в основе реализации настоящей программы, заключается в освоении теории через осуществление практической работы. Каждый день занятий предусматривает выполнение практических заданий, направленных на закрепление теоретического материала.

3.6. Тематико-методическое содержание каждого дня занятий комплексное: содержание одного учебного занятия связано с содержанием других занятий. При освоении программы осуществляется принцип постепенности.

1.Учебный план

Целью реализации ОП является обеспечение планируемых результатов по овладению выпускниками знаниями, умениями и навыками, соответствующими их образовательному запросу, формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и художественно-эстетическом развитии, профессиональная ориентация обучающихся.

    Форма обучения: очная.

    Нормативный срок освоения программы: 672 ак. часа

    Потребителями данной ОП могут быть: лица совершеннолетнего возраста без предъявления требований к уровню образования.

    Способ реализации ОП: обучение в группах численностью до 15 человек.

    1 ступень

Наименование дисциплин

Количество академических часов

Всего

Лекции

Практические занятия с теоретическим обучением

Курсовое проектиров.

Экскурсии

Форма контроля

1

Организация территории малого сада

32

24

4

2

Архитектурная графика, рисунок, живопись

56

8

32

12

3

История садово-паркового искусства

44

28

8

4

4

Цветоводство открытого грунта

56

49

3

5

Декоративная дендрология

60

16

12

8

20

6

Технология и организация работ

52

36

4

8

7

Ландшафтное проектирование

60

8

8

60

зачет

Итого

360

169

68

88

27

8

    2 ступень

Наименование дисциплин

Количество академических часов

Всего

Лекции

Практические занятия с теоретическим обучением

Курсовое проекиров.

Экскурсии

Форма контроля

1

Защита растений

8

8

2

Природные фитоценозы как основа создания садового ландшафта

20

20

3

Архитектурная графика

36

8

20

8

4

Объемно-пространственная композиция

32

16

16

5

Живопись. Основы цветоведения

48

40

8

6

Экономика (смета)

16

4

12

7

Цветоводство открытого грунта

68

56

8

8

Геодезия с основами геопластики

36

20

16

9

Современный ландшафтный дизайн, проектирование

48

28

16

защита проекта

Итого:

312

160

104

40

8

    2.Календарный учебный график

Цикл обучения

1

2

3

4

5

6

Содержание деятельности

Практические занятия с теоретическим обучением

Лекции

Экскурсии

Зачет

Курсовое проектирование

Защита проекта

    3.Учебно-тематическое планирование

    1 ступень

№ занятия

ТЕМА

Часы

1.Организация территории малого сада

1

Введение. Понятие о саде, как объекте ландшафтного проектирования. Понятие о пространственной организации сада

8 ак.ч

2

Композиционные средства в ландшафтном искусстве. Понятие о планировочной и объемно-пространственной композиции сада

8 ак.ч

3

Компоненты ландшафта. Растительность в садово-парковом искусстве. Рельеф и его значение в планировочной организации сада. Вода и ее роль в организации паркового пространства

8 ак.ч

4

Малые архитектурные формы и инженерное оборудование. Понятие стиля в садово-парковом искусстве.

8 ак.ч

2.Архитектурная графика, рисунок, живопись

5

Психология восприятия цвета. Гармоничные цветовые сочетания. Ахроматические цвета. Светлота

8 ак.ч

6

Монохроматические цветовые сочетания. Цветовой круг

8 ак.ч

7

Родственно-контрастные цветовые гармонии. Упражнения. Гармонии контраста

8 ак.ч

8

Родственно-контрастные цветовые гармонии. Упражнения гармонии контраста.

8 ак.ч

9

Основные технические приемы работы с акварелью

8 ак.ч

10

Родственное сочетание цветов. Родственно-контрастные цветовые гармонии

8 ак.ч

11

Методика ведения работы над чистовым эскизом. Выбор стилистики изображения для итоговой работы

8 ак.ч

3.История садово-паркового искусства

12

Садово-парковое искусство Древнего Мира. Зарождение стилевых направлений пространственной организации архитектурных ансамлей и садов

8 ак.ч

13

садово-парковое искусство от средневековья до эпохи возрождения

8 ак.ч

14

Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве: Китай, Япония, Европа

8 ак.ч

15-16

Садово-парковое искусство в России

16 ак.ч

4.Цветоводство открытого грунта

17

Виды цветников. Многолетники, луковичные, клубнелуковичные, злаки

8 ак.ч

18

Миксбордеры непрерывного цветения. Растения для затемненных мест. Каменистые цветники

8 ак.ч

19

Ассортимент и агротехника растений для водоема

8 ак.ч

20

Розы, клематисы и их использование в оформлении малого сада

8 ак.ч

21

Летники, двулетники, ковровые и другие растения для летнего оформления цветников

8 ак.ч

22

Принципы подора ассортимента цветочных культур, включая сменное оформление

8 ак.ч

23

Горшечные для цветников. Кадочные культуры. Инертные материалы. Экскурсия

8 ак.ч

5.Декоративная дендрология

24

Особенности морфологии древесных рстений и биологии их развития. Возрастная динамика. Жизненные формы

8 ак.ч

25

Хвойные. Краткие сведения о морфологии. Особенности биологии и экологии хвойных. Экскурсия – изучение хвойных в природных условиях

8 ак.ч

26

Лиственные, покровосеменные древесные растения. Экскурсия – изучение парков, скверов

8 ак.ч

27

Декоративные признаки древесных растений. Классификация и значимость каждого признака

8 ак.ч

28

Размеры и форма крон. Архитектоника крон растений. Экскурсия – изучение парков, скверов

8 ак.ч

29

Листья и их совокупность в кроне. Размеры, форма, окраска, расположение в побегах. Цветки, соцветия, плоды. Ствол, кора, их фактура и окраска. Экскурсия – изучение парков, скверов

8 ак.ч

30

Составление картотеки деревьев и кустарников

8 ак.ч

31

Экскурсия – подбор ассортимента для проектирования

8 ак.ч

6.Технология и организация работ

32

Подготовительные работы и строительство инженерных сооружений. Санитарные мероприятия. Дренаж. Планировка участка.

8 ак.ч

33

Устройство дорожно-тропиночной сети. Посадка деревьев и кустарников. Выкопка, транспортировка, прикоп. Внесезонные посадки

8 ак.ч

34

Уход за деревьями и кустарниками. Уход за почвой в зоне корневой системы растений. Обрезка деревьев и кустарников. Лечение ран

8 ак.ч

35

Устройство и содержание газонов. Классификация газонов. Травосмеси

8 ак.ч

36

Вертикальное озеленение. Технологии посадки. Водные устройства. Уход за водоемами

8 ак.ч

37

Реконструкция насаждений. Осветление и прореживание. Омолаживание растений. Улучшение почвенных условий.

8 ак.ч

38

Смета и организация работ. Расчет стоимости работ

8 ак.ч

7.Ландшафтное проектирование

39

Ортогональные чертежи зданий и сооружений. Инструменты и материалы. Размеры листа по ГОСТу. Рамка, штамп. Композиция листа. Масштаб. Чертежи зданий и сооружений. Условные обозначения

8 акч.

40

Кирпичные размеры. Практические способы деления отрезка, построения прямого угла. Вычерчивание линий. Калькирование. План сложного дома

8 ак.ч

41

Аксонометрия, виды. Виды штриховки и тушевка. Тени собственные и падающие

8 ак.ч

42

Фронтальная перспектива. Воздушная перспектива, шрифты

8 ак.ч

43

Варианты условных обозначений озеленения, покрытий, направления стран света. Стилизованный рисунок общего вида группы растений

8 ак.ч

44

Техническая акварель. Вычерчивание заготовок таблиц. Отмывка одним цветом

8 ак.ч

45

Защита эскизного проекта

8 ак.ч

5

2 ступень

№ занятия

ТЕМА

Часы

1.Защита растений

1

Непаразитарные заболевания декоративных культур. Вредители и болезни цветочных культур. Система мероприятий по защите. Обеззораживание почвы и посадочного материала. Карантинные мероприятия. Агротехнические приемы защиты цветочных культур. Биологические приемы защиты. Пестициды

8 ак.ч

2.Природные фитоценозы как основа создания садового ландшафта

2-3

Состав и структура фитоценозов. Динамика фитоценозов. Горные фитоценозы. Водные и болотные фитоценозы

16 ак.ч

4

Луковые фитоценозы

8ак.ч

3.Архитектурная графика, рисунок, живопись

4

Ортогональные чертежи зданий и сооружений

8 ак.ч

5

Фронтальная перспектива. Воздушная перспектива. Фрагмент сада в перспективе. Шрифты: архитектурный, узкий, скоропись

8 ак.ч

6

Генеральный план: варианты условных обозначений озеленения, покрытий, направление сторон света. Рисунок проектируемой группы деревьев. Вычерчивание геплана по эскизу

8 ак.ч

7

Ситуационный план. План ландшафтного анализа

8 ак.ч

8

Изображение участка или фрагмента в зенитной аксонометрии. Угловая перспектива участка

8 ак.ч

4.Объемно-пространственная композиция

9

Симметрия и асимметрия. Композиции ена плоскости. Ритмический, метрический ряды. Направление развития ритма. Превращение метрического ряда в ритмический.

8 ак.ч

10

Изучение закономерностей метрических рядов. Объемная композиция в макете. Пропорции. Построение золотого сечение и других пропорциональных систем

8 ак.ч

11

Диалектическая взаимосвязь основных видов композиций. Ограниченное и неогранченное архитектурное пространство

8 ак.ч

12

Глубинно-пространственная композиция на рельефе. Сложная поверхность основания. Взаимодействие поверхности основания и объемов, составляющих композицию

8 ак.ч

5.Живопись. Основы цветоведения

13

Ахроматический ряд и упражнения на подбор ахроматических сочетаний цветов в различной тональности

8 ак.ч

14

Построение цветового круга из 16 цветов с максимальной насыщенностью

8 ак.ч

15

Родственно-контрастные цветовые гармонии. Упражнение на подбор родственно-контрастных цветовых гармоний

8 ак.ч

16

Упражнение на подбор гармонических сочетаний контрастных цветов

8 ак.ч

17

Работа над дипломным эскизом. Проектирование

8 ак.ч

6.Экономика

18-19

Смета и организации работ. Расчет стоимости работ. Составление сметы стоимости с выполнением практических расчетов. Расчет трудозатрат

8 ак.ч

7.Цветоводство открытого грунта

20

Ведущие культуры луковичных и клубнелуковичных. Ассортимент, агротехника, использование в цветниках. Проектирование цветника из луковичных, клубнелуковичных и заменой на летники

8 ак.ч

21

Ведущие садовые многолетники, в том числе ирины, пионы, флоксы, астильба, хоста, дельфиниумы, георгины и другие, ассортимент, агротехника, использование в цветниках. Проектирование миксбордера непрерывного цветения

8 ак.ч

22

Ассортимент растений для затененных мест и особенности создания цветников из них

8 ак.ч

23

Каменистые цветники, виды их (альпинарий, рокарий, подпорные стенки, композиции с камнем и др), ассортимент и агротехника растений для каменистых садов. Проект уголка сада с использованием цветов и камня

8 ак.ч

24

Ассортимент растений для оформления водоема. Проектирование микроводоема. Злаки

8 ак.ч

25

Розы, клематисы и их использование в оформлении малого сада. Проект применения роз и клематисов в саду

8 ак.ч

26

Летники, двулетники, ковровые и др для летнего оформления цветников. Разнообразие летников и двулетников по форме, окраске, срокам цветения и биологическим характеристикам (отношение к теплу, свету, влаге и длине дня)

8 ак.ч

27

Ковровые. Выращивание рассады летников. Количество рассады для высадки в цветники. Наличие болезней и вредителей

8 ак.ч

28

Проектирование цветников. Принципы подбора ассортимента цветочных культур, включая сменное оформление

8 ак.ч

8. Геодезия с основами геопластики

28

Предмет геодезии, его роль. Технология составления крупномасштабных планов населенных пунктов

8 ак.ч

29

Прямая и обратная геодезические задачи. Основные принципы организации геодезических работ

8 ак.ч

30

Методы измерений на земной поверхности. Методы сгущения планового съемочного обоснования. Виды геодезических съемок

8 ак.ч

31

Методы сгущения высотного съемочного обоснования системы высот. Составление топографических планов населенных мест и объектов ландшафтного строительства

8 ак.ч

32

Геодезические работы при изыскании и строительстве линейных инженерных объектов. Геодезические работы при вертикальной планировке объектов ландшафтного строительства. Разбивочные работы при строительстве объектов ландшафтного строительства.

8 ак.ч

9.Современный ландшафтный дизайн, проектирование

33

Термины и история их происхождения. Связь ландшафтного дизайна с другими видами искусств. Синтез искусств. Семб принципов ландшафтного дизайна по Тернеру. Исторический обзов

8 ак.ч

34

Метод ландшафтного анализа – основные плюсы и минусы подхода. Метод образного ландшафтного дизайна

8 ак.ч

35

Архитектурная бионика. Концепция природных аналогий. Органическая архитектура. Лэндарт. Геометрия природы

8 ак.ч

36

Точка, линия, плоскость, симметрия, хаос, повтор, акцент, нюанс, многомерные пространства. Особенности функционального зонирования территорий. Водные устройства. Свет в ландшафтном дизайне

8 ак.ч

37-38

Доработка генерального плана.

16 ак.ч.

39

Защита проекта

8 ак.ч

Примечание:

    1.Порядок тем мо